История скорочтения     

Поиск тайны быстрого чтения привел к неожиданному результату : оказывается, главное не глаз, а мозг!

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЗРЫВ

     В последние годы количество журналов и книг, которыми заваливают нас издательства по всему миру, стало, честно говоря, прямо-таки невообразимым. Кроме того, изобретение компьютера и факса обрушило на многих людей буквально километры дополнительного материала, который они обязаны прочитать.Еще несколько десятилетий тому назад средний человек был в состоянии без особых проблем ориентироваться в потоке информации. Сейчас, однако, этот поток превратился в бурную, полноводную реку, которая грозит затянуть в свои водовороты.

Приглядимся повнимательнее к тем способам, которыми нас учили читать, к историческому развитию быстрого чтения.

КАК УЧИЛИ ЧИТАТЬ ВАС?

Припомните, пожалуйста, каким методом учили читать лично вас. Был ли это звуковой метод, метод "смотри и говори" или же сочетание обоих?

Звуковой метод

     Звуковой метод состоит в том, что ребенка сперва знакомят с алфавитом, а затем каждой букве присваивают надлежащий звук, скажем, "а" так и остается "а", а "б" превращается в "бэ". Затем ребенка знакомят со звуками и буквами в контексте слов. Тем самым слово "вода" ребенок читает как "вэ-о-дэ-а" (а вовсе не "вада", как оно должно звучать), пока учитель не придаст этому слову надлежащую форму. Когда ребенок уже научится читать вслух (с правильным произношением), ему велят делать это про себя. Это последний этап обучения, и часто он занимает много времени. Многим детям и даже взрослым так никогда и не удается избавиться от привычки шевелить губами во время чтения. Но и те, кто преодолел этот этап, все равно могут по-прежнему продолжать проговаривать текст про себя. Можно сказать, что, когда эти люди читают, они осознают звучание каждого слова. Такое явление называется беззвучным проговариванием.

Метод "смотри и говори"

     Метод "смотри и говори" также опирается на словесный (вербальный ответ). Ребенку показывают картинку (например, кота), на которой ниже изображенного на ней объекта отчетливо напечатано его название, в данном случае кот. Учитель просит ребенка дать правильный ответ. Если он оказывается ошибочным (например, "тигр"), ребенка постепенно наводят на верный ответ, после чего переходят к очередному слову. По достижении надлежащего уровня беглости малыш оказывается на уровне, близком к тому, которого достиг ребенок, обучавшийся звуковым методом: он умеет читать, продолжая артикулировать; а после этого ему велят читать молча.

Что такое настоящее умение читать?

     Когда маленький ученик в состоянии разбирать слова и читать про себя, принято считать, что его обучение этому умению завершено. В возрасте от 5 до 7 лет и далее ребенку дают совсем немного указаний на данную тему, поскольку считается, что раз он овладел умением читать, то ему остается лишь пользоваться им. Ничто не может быть дальше от истины, ведь то, чему фактически научили ребенка, представляет собой не более чем первую стадию умения читать. Предоставить ребенка в этот момент самому себе, причем вплоть до взрослого возраста — это то же самое, что посчитать: обучение малыша умению передвигаться можно закончить, как только тот научится ползать на четвереньках! А ведь ему еще остается освоить такие неведомые пока сферы, как умение шагать, бегать, прыгать, танцевать и выполнять другие связанные с ходьбой действия, о которых он и понятия не имеет. То же самое можно сказать и о чтении. Когда-то нас бросили в одиночестве на полу, а сейчас пришло время научиться ходить, бегать и танцевать.

ПОЯВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БЫСТРОГО ЧТЕНИЯ

     Быстрое чтение возникло в начале XX столетия, когда издательский бум обрушил на читателей такое огромное число публикаций, что человек, читающий в нормальном темпе, оказался просто не в состоянии совладать с ними. Самые первые курсы по обучению быстрому чтению базировались на информации, поступавшей из довольно неожиданного источника — от Королевских военно-воздушных сил Великобритании. 
     Во время первой мировой войны специалисты обнаружили, что в процессе полета многие из пилотов с трудом умели различать самолеты, которые видели на большом удалении. В условиях борьбы не на жизнь, а на смерть это, бесспорно, являлось серьезным препятствием, и посему специалисты начали искать решение данной проблемы. Они изобрели прибор под названием тахистоскоп, который ненадолго проецировал на большой экран изображения, причем они высвечивались с разным, хотя и неизменно коротким интервалом и на различное время. Начали с довольно больших снимков своих и вражеских самолетов и с длительного времени их показа на экране. Затем это время постепенно сокращали, одновременно уменьшая размеры объекта и меняя угол наблюдения за ним. С крайним изумлением исследователи обнаружили, что благодаря такому тренингу средний человек оказывался в состоянии различать разные марки самолетов, которые на экране выглядели совсем маленьким пятнышком и проецировались на экран всего лишь одну пятисотую долю секунды.
 
     Отсюда был сделан вывод, что раз глаза в состоянии фиксировать объекты со столь неправдоподобной скоростью, то, наверняка, можно значительно увеличить и скорость чтения. Пользуясь в точности тем же самым приспособлением, ученые начали с того, что в течение пяти секунд высвечивали на экране одно слово, набранное крупным шрифтом; затем постепенно уменьшали размер букв и сокращали время проекции. В конечном итоге на экран в течение одной пятисотой доли секунды одновременно проецировали четыре слова, а наблюдатели по-прежнему были в состоянии прочесть их.
Следствием этих открытий стало то, что большинство курсов быстрого чтения опиралось на проецирование карточек с надписями или на применение все того же тахистоскопа (данный метод известен также под названием тренинга с неподвижным экраном). В среднем скорость чтения повышалась при этом с 200 до 400 слов в минуту. Поначалу это звучало фантастически: ведь темп чтения удвоился!  
     Если, однако, посмотреть на это достижение с математической точки зрения, то становится очевидным: что-то здесь не так. Коль глаз в состоянии распознать образ (например, самолет или слово) за одну пятисотую долю секунды, то отсюда следует, что скорость чтения должна составлять 60 секунд х 500 слов в секунду = 30000 слов (не очень толстая книга) в течение одной минуты. Куда же тогда девались остальные 29 600 слов?!
     Не отдавая себе в этом отчета, сторонники метода применения тахистоскопа продолжали свою деятельность. В их подходе прогресс учащихся измерялся обычно с помощью графика, разбитого с интервалом 10 от 100 до 400 слов в минуту. Регулярно тренируясь, большинство учащихся могли поднять свою среднюю скорость чтения с 200 до 400 слов в минуту, что в точности равняется разнице между учеником начальной школы и аспирантом высшего учебного заведения. Курсанты, великолепно вышколенные с помощью тахистоскопа, через несколько недель "чтения на уровне аспиранта" сообщали о том, что начинают полностью разочаровываться в результатах тренинга. Большинство из них говорили, что вскоре после окончания учебных курсов их скорость чтения вновь упала до предшествующего уровня. Это, в свою очередь, напоминает возвращение типичного взрослого человека к первоначальному темпу чтения. 
     Только недавно специалисты поняли, что нормальный диапазон способностей к чтению колеблется, грубо говоря, от 200 до 400 слов в минуту и что большинство людей ближе к нижнему пределу этого диапазона. Улучшение способности читать, наблюдавшееся после прохождения курсов с применением тахистоскопа, имело в действительности не так уже много общего собственно с тренингом, а было вызвано скорее повышенной мотивацией участников на протяжении нескольких недель учебы; именно этот настрой и приводил к тому, что они были в состоянии достичь вершины своего нормального диапазона. Еще одно объяснение неудач изложенного подхода можно дать, обратившись к основному правилу наблюдения: дабы видеть что-либо отчетливо, глаз должен оставаться неподвижным по отношению к рассматриваемому объекту.

 

Hosted by uCoz