Память
Известно, что
каждое наше переживание, впечатление или
движение составляют известный след,
который может сохраняться достаточно
длительное время, и при соответствующих
условиях проявляться вновь и становиться
предметом сознания.
Таким образом, память- это
сложный психический процесс, состоящий из
нескольких частных процессов, связанных
друг с другом. Память необходима
человеку. Она позволяет ему накапливать,
сохранять и впоследствии использовать
личный жизненный опыт. Человеческая память
- это не просто какая-то единая функция. В
ней участвует много различных процессов.
Существуют три совершенно различных типа
памяти: 1) как "непосредственный
отпечаток" сенсорной информации; 2) кратковременная
память; 3) долговременная память.
Непосредственный отпечаток сенсорной информации .
Эта система удерживает довольно точную о полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика - 0,1-0,5 с. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.
Кратковременная память.
Кратковременная память удерживает
материал иного типа. В данном случае
удерживаемая информация представляет
собой не полное отображение событий,
которые произошли на сенсорном уровне, а
непосредственную интерпретацию этих
событий. Например, если при вас произнесли
какую-то фразу вы запомните не столько
составляющие ее звуки, сколько слова.
Обычно запоминается лишь 5-6 слов. Сделав
сознательное усилие, вновь и вновь повторяя
материал, можно удержать его в
кратковременной памяти на неопределенно
долгое время. Непосредственные отпечатки
сенсорной памяти невозможно повторять, они
сохраняются лишь несколько десятых долей
секунды и продлить их нет возможности.
Долговременная память .
Существует явное и
убедительное различие между памятью о
только что случившемся событии и событиях
далекого прошлого. Долговременная память-
наиболее важная и наиболее сложная из
систем памяти. Емкость первых названных
систем памяти очень ограничена: первая
состоит из нескольких десятых секунд,
вторая - несколько единиц хранения. Емкость
же долговременной памяти практически
безгранична. Все, что удерживается на
протяжении более чем несколько минут,
должно находиться в системе долговременной
памяти. Главный источник трудностей,
связанных с долговременной памятью -это
проблема поиска информации.
В памяти
выделяют три процесса: запоминание (ввод
информации в память), сохранение (
удержание) и воспроизведение. Эти
процессы взаимосвязаны. Организация
запоминания влияет на сохранение. Качество
сохранения определяет воспроизведение.
Процесс
запоминания может протекать как мгновенное
запечатление - импритинг . Состояние
импритинга у человека возникает в момент
высокого эмоционального напряжения.
Вероятна его связь с периодами
сенситивного развития психических функций.
При многократном повторении одного и того
же раздражителя происходит его
запечатление без сознательной установки на
это. Намерение сохранить материал в памяти
характеризует произвольное запоминание.
Организованное повторение материала с
целью его запоминания называется
заучиванием . Значительный рост
способности к заучиванию падает на возраст
от 8 до 10 лет и особенно возрастает с 11 до 13
лет. С 13 лет наблюдается относительное
снижение в темпах развития памяти. Новый
рост начинается с 16 лет. В возрасте 20-25 лет
память человека, занятого умственным
трудом, достигает высшего уровня.
По механизму выделяют логическое
и механическое запоминание. По
результату - дословное и смысловое .
Сама по себе направленность на запоминание не дает должного эффекта. Ее отсутствие может быть компенсировано высокими формами интеллектуальной активности, даже если сама по себе эта деятельность и не была направлена на запоминание. И только сочетание этих двух составляющих создает прочную основу максимально успешного заучивания, делает запоминание продуктивным.
Лучше всего запоминается
то, что возникает в качестве препятствия,
затруднения в деятельности. Запоминание
материала, данного в готовом виде,
осуществляется с меньшим успехом, чем
запоминание материала, найденного
самостоятельно, в ходе активной
деятельности. То, что запоминается хотя бы и
непроизвольно, но в процессе активной
интеллектуальной деятельности,
сохраняется в памяти прочнее, чем то, что
запоминалось произвольно.
Результат запоминания выше
при опоре на наглядный, образный материал.
Однако продуктивность запоминания при
опоре на слова с возрастом увеличивается,
чем при опоре на картинки. Поэтому разница в
использовании тех и др. опор с возрастом
уменьшается. При самостоятельном
придумывании словесные опоры становятся
более действенным средством запоминания,
чем готовые картинки.
В широком смысле опорой
запоминания может быть все, с чем мы
связываем то, что нами запоминается или что
само "всплывает" в нас как связанное с
ним. Смысловой опорой является некоторая
точка, т.е. нечто краткое, сжатое, служащее
опорой какого-то более широкого содержания,
замещающего его собой. Наиболее
развернутой формой смысловых опорных
пунктов являются тезисы, как краткое
выражение основной мысли каждого раздела.
Чаще в качестве опорного пункта выступают
заглавия разделов.
Материал запоминается лучше и
забывается меньше в тех случаях, когда
опорные пункты были выделены в процессе
запоминания. Сила опорного пункта зависит
от того, насколько глубоко и основательно
мы осмысливаем благодаря ему содержание
раздела. Смысловой опорный пункт- это
опорный пункт понимания. Для нас наиболее
важны не опорные пункты, а та смысловая
деятельность, которая необходима для
выделения.